Понятие слова «адаптация» подразумевает процесс
встраивания в окружающую среду, некоторую способность
успешно и приемлемым образом с ней взаимодействовать. Невозможно пройти адаптацию единожды;
оказавшись в новом коллективе или на новом
месте работы, учебы, вновь и вновь человек встречается со своей тревогой.
И многие, взглянув на свой опыт приспособления к новой системе, могут с
удивлением обнаружить, что процесс адаптации для него лежит всегда одними и
теми же путями. Можно говорить о некоторой закономерности, паттерне поведения.
Адаптация – это способ взаимодействия с Другим. И этот
способ формируется в раннем детстве, из отношений ребенка с матерью или с
людьми, обеспечивающими для него уход.
Если
взглянуть на детей младшей группы, то можно увидеть огромную разницу в том, как
каждый ребенок находит свое индивидуальное место в группе и способ
взаимодействия с детьми и воспитателями. Условия одни, а поведение детей
различно. Некоторые дети очень легко входят в контакт, играют, кушают, другие –
не общаются, занимают позицию – «ожидание мамы». Иногда, на первый взгляд, все
протекает благополучно: малыш и кушает, и участвует во всех занятиях, но скован
и сдержан в проявлении своих желаний.
И
это понятно, что процесс соглашения ребенка на новые условия жизни, а адаптация
именно это и предполагает, достаточно труден и непрост – от него требуют
оторваться от матери. А для ребенка это очень травматично. Для того, чтобы
снизить тревогу ребенка, с ним необходимо разговаривать и в первую очередь
называть то, что происходит с ним, какие чувства он испытывает: грустит, плачет
ли, испытывает агрессию.
Еще хотелось бы отметить, что
психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической
готовности родителей оставить свое ребенка на некоторое время в детском саду.
Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с
ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою
тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может
привыкнуть к новой обстановке и новым условиям. Очень важно понять, не только
то, что происходит с ребенком, но и увидеть, разобраться родителям в своих
чувствах по отношению к новой ситуации.
Поэтому
работа, проводимая в целях успешной
адаптации ребенка – это совместная деятельность воспитателей, педагога –
психолога детского сада и родителей.
Содержание работы педагога-психолога:
– помощь каждому из детей в
установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных
возможностей детей;
– помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их
родителями;
– помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных
обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с
сотрудниками детского сада.
Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
Первичная диагностика проходит по
трем направлениям:
1.
Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты
для родителей)
2.
Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к
условиям детского сада
3.
Оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист
адаптации
В первую очередь, показателями успешной адаптации малыша к условиям детского сада будут являться:
ü
Эмоциональное
состояние ребенка: хорошее настроение, активность;
ü
Социальные
контакты: охотно играет с детьми, принимает участие в групповых занятиях;
ü
Сон
ребенка: спокойный, глубокий, засыпает быстро;
ü
Аппетит
ребенка: хороший, съедает все с удовольствием.
Педагог-психолог МБДОУ
ДС №70
И.Н.Кузнецова
Комментариев нет:
Отправить комментарий